Если вашу квартиру заливает водой, в первую очередь нужно:
- обесточить затопленное помещение через электрощит. Сделать это надо даже в том случае, если потоки воды проходят вдали от проводки: отсыревшие материалы могут стать проводниками статического электричества и вызвать короткое замыкание;
- перекрыть стояки с горячей и холодной водой, затем подняться к соседям сверху и попросить их сделать то же самое. Если протечка вызвана сломавшимся краном или стиральной машиной, это поможет остановить поток воды;
- вызвать аварийную диспетчерскую службу. Сотрудники аварийной службы могут перекрыть воду во всем подъезде, если перекрытие стояков в ваших с соседом квартирах не дает результата либо если ваших соседей сверху нет дома или они не открывают. Также специалисты службы помогут с устранением причины протечки;
- составить акт о заливе. В нем описывается нанесенный ущерб и указывается причина протечки воды. Этот документ нужен даже в том случае, если виновный в заливе готов возместить ущерб. Впоследствии он может передумать, а вам без акта сложно будет доказать его вину в суде;
- связаться со страховой компанией, если ваша квартира застрахована;
сфотографировать последствия залива в своей квартире и по возможности в квартире соседей, пока ждете аварийную службу.
Чтобы вызвать аварийную службу, обратитесь в единый диспетчерский центр (ЕДЦ) по телефону: +7 (495) 539-53-53 (круглосуточно);
Если необходимо экстренно связаться с диспетчерской службой, но нет возможности позвонить в ЕДЦ, выйдите в подъезд, спуститесь на первый этаж и нажмите кнопку вызова диспетчера. Либо вызовите лифт, нажмите в кабине кнопку связи с диспетчером и сообщите о проблеме, а также о необходимости вызова аварийной службы.
Если вы не можете позвонить и в доме нет лифта, единственный способ обратиться за помощью — прийти лично в управляющую организацию. Найти контакты управляющей организации можно на портале «Дома Москвы». Также контакты указываются на квитанциях за ЖКУ и на стендах с информацией в подъездах.
Для оперативного решения вопросов жители также могут обращаться по телефону единой справочной службы Москвы: +7 (495)777-77-77.
Управляющая организация должна осмотреть место происшествия и по итогам составить так называемый акт залива квартиры (акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме). Он составляется в произвольной форме. В документе обязательно должно быть описание:
- причиненного ущерба;
- обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Акт должен быть составлен и подписан не позднее 12 часов с момента обращения в аварийно-диспетчерскую службу.
Если вы не согласны с содержимым акта, обязательно сделайте соответствующую пометку, прежде чем его подписывать.
Если вас затопил сосед сверху, желательно, чтобы он или его представитель присутствовали при составлении документа. Они также могут указать, что не согласны с выводами, содержащимися в акте, прежде чем его подписывать.
Если сосед сверху отсутствует или не идет на контакт, акт должны подписать не менее двух незаинтересованных лиц. В этом случае рекомендуем вам направить соседу сверху копию вашего акта заказным письмом с уведомлением о вручении.
Ущерб возмещает виновная сторона. Виновными в заливе квартиры могут быть:
- ваши соседи сверху (собственники или наниматели жилых и нежилых помещений), если к протечке воды привело повреждение коммуникаций после крана, ограничивающего подачу воды в квартиру, либо сломанная бытовая техника или переполненная ванная. Также на соседей сверху ложится ответственность за протечку, если они поменяли стояки горячей и холодной воды до запирающего крана или стояки отопления и не уведомили об этом управляющую организацию;
- ваша управляющая организация, если протечка произошла из-за повреждения общего имущества многоквартирного дома, то есть стояков горячей и холодной воды до запирающего крана или стояков отопления. Также вина лежит на управляющей организации, если вы живете на верхнем этаже и потоп в вашей квартире произошел из-за того, что в вашем доме протекает крыша;
- Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Москвы (при условии, что средства на капитальный ремонт, собранные жильцами, поступают в региональный фонд), если протечка произошла после ремонта коммуникаций, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (в рамках гарантийного срока и если случай является гарантийным);
Вы имеете право требовать от виновника залива вашей квартиры:
- возмещения причиненного имуществу вреда (ремонт, деньги на ремонт);
- возмещения дополнительных расходов (на оценочные, юридические услуги и тому подобное);
- компенсации морального вреда (если в заливе виновна управляющая организация, так как в этом случае вы выступаете потребителем).
Если вы сами затопили соседей, активно участвуйте в разрешении конфликта:
- сфотографируйте все повреждения в своей квартире и в квартире соседей;
- не отказывайтесь от присутствия при составлении акта о заливе квартиры (вы можете вызвать аварийную диспетчерскую службу сами). Если вы не согласны с тем, что написано в протоколе, обязательно отметьте это, прежде чем его подписывать;
- присутствуйте при проведении независимой оценки ущерба в квартире соседей. Если не согласны с результатами оценки, вы имеете право провести свою экспертизу (если соседи не пускают вас в квартиру, вы можете ходатайствовать об этом через суд, но до суда рекомендуем вам зафиксировать, что вы пытались провести свою независимую экспертизу, но вам отказали);
- если вы признаете свою вину и согласны урегулировать конфликт мирно, обязательно составьте расписку, в которой укажите все условия и сроки их выполнения.
Впоследствии, если потерпевшая сторона будет требовать возмещения убытков через суд, это поможет вам доказать свою невиновность или оспорить взыскиваемую с вас сумму.
This site was designed with Mobirise